Получайте новые истории ежедневно
Отправляя форму, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Стресс ожидания: как помочь себе в этом состоянии?

11.05.2020

Стресс – это то, что всем мы переживали, переживаем и будем переживать. Мы не просто от него не застрахованы, мы на него обречены. И в этом нужно сразу же отдать себе отчет. Но это не повод для пессимизма. Это повод к тому, чтобы разобраться в проблеме.

Есть множество определений и толкований понятия стресса, в объем которого запускаются многие вещи. Есть соблазн назвать стрессом все, что нам может не нравиться, но это неправильный путь, ведущий в дурную бесконечность. Но в целях стресс-менеджмента нужно выработать такое понимание стресса, которое было бы прикладным в условиях управленческой деятельности.

Главное в прикладном определении стресса понять, что стресс – это нарушение нормального режима функционирования такой системы, как человек, специалист или руководитель. Нарушение нормального режима функционирования этой системы способно вызвать нарушение нормального режима функционирование в ее подсистемах (например, здоровье, мотивация, дисциплина, планы), а также системах, зависимых от нее (трудовой коллектив, профессиональная и должностная деятельность, семья).

Также в структурно-функциональном понимании стресса важна ресурсная составляющая. Не случайно один из ведущих специалистов по стрессовым состояниям Ричард Лазарус, определял стресс как  состояние или чувство, испытываемое, когда человек осознает, что требования к нему превышают его личные и социальные ресурсы, которые он способен мобилизовать. Иными словами, это то, что мы чувствуем, когда думаем, что мы потеряли контроль над событиями.

Существует интерпретация стресса как как непредсказуемой инстинктивной реакция на неожиданные события. Стресс состоит из этой инстинктивной реакции нашей психической рефлексии ее.

Управление же стрессом начинается с его рационализации, основанной на том, что если он может быть осмыслен как функция, точнее, как дисфункция, то, следовательно, он может и должен быть объектом разумного и целенаправленного управления.

Одной из разновидностью рабочих стрессов, в том числе, стрессов управленческой деятельности, является стресс ожидания. Он возникает и развивается тогда, когда мы двигаемся к реализации некоего важно для себя, своей организации, своего бизнеса мероприятия. Это может быть проведение мероприятия, если мы сами является организаторами, или реализация своей роли, если мы имеем статус участника. Напряженное ожидание, сопровождающееся переживанием тревоги, нетерпения, растущей неуверенности в себе может превратиться в синдром ожидания неудачи. Особенно, если в нашем опыте имеются воспоминания о негативных фактах подобного рода.

Можно ли снизить или даже перемодулировать этот стресс, не теряя концентрации на событии? Это реально, и для этого помогут следующие действия:

  • постараемся осмыслить стресс ожидания как некий упреждающий знак, стимулирующий нас к большему вниманию и ответственности;
  • заранее позаботимся о своей осознанности на предстоящем мероприятии, предварительно очистившись от всего постороннего, отвлекающего и занимающего восприятие;
  • подготовимся к различным, гипотетически возможным сценариям будущего события, чтобы быть готовыми, если что-то пойдет не так (для этого можно использовать методы визуализации);
  • создадим планы на случай непредвиденных обстоятельств и, проанализировав все возможные результаты, получим более четкое представление о том, что может произойти в будущем;
  • проверим все составляющие мероприятия или своего участия в нем, но заблаговременно, а не накануне;
  • победа над страхом неудачи придаст больше сил для реализации и контроля мероприятия.

Использование этих и других приемов из арсенала сэлф-менеджмента, планирования и эмоционального интеллекта может стать постоянной составляющей вашей профессиональной деятельности.

Спасибо
Ваш отзыв отправлен.
Войти
Сброс пароля