Получайте новые истории ежедневно
Отправляя форму, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Адаптация сотрудников как бизнес-процесс

19.03.2024

Для большинства людей адаптация — непростой процесс. Причём неважно где. Любое знакомство с новым коллективом, с новой обстановкой и правилами у многих людей сопряжено со стрессом и другими неприятными эмоциями. Адаптация на новой работе — не исключение. Конечно, все люди разные, и кто-то вливается куда угодно с лёгкостью и изяществом, но это скорее исключение из правил. Чаще всего новичкам требуется время и помощь наставника, чтобы успешно освоиться в новой для них среде. И в этом заключается важная роль руководителя компании — помочь новому сотруднику стать «своим». Эта работа состоит из двух частей: социальной адаптации и профессиональной.

Первая часть: Социализация.

В первый день сотрудника но новом месте в интересах руководителя — пригласить человека к себе и провести с ним беседу. Рассказать о компании, о её структуре, направлениях и нюансах работы, корпоративной культуре, негласных правилах, если такие имеются и так далее. Также можно устроить небольшую экскурсию и показать, где и что находится. Это вполне очевидный этап, но тем не менее не все его соблюдают.

На втором этапе руководитель знакомит нового сотрудника с наставником. В принципе, наставник может быть тем человеком, который всё покажет и расскажет новому работнику. Но, конечно, лучше, если начальник сможет найти время, чтобы лично пообщаться с новичком. Наставник же выполняет не только свои основные обязанности, заключающиеся в передачи своих ценных знаний и опыта, но и выступает посредником в знакомстве нового сотрудника с коллективом. Хороший наставник — тот, кто не будет «ставить человека у доски» и просить его поздороваться с классом, а организует процесс знакомства иначе, менее безболезненно, плавно и «по-домашнему». Ещё одна «суперсила» наставника в том, что новому работнику будет гораздо проще общаться с соратником, пусть и выше его по рангу, нежели с боссом. Человек в таком случае будет чувствовать себя более раскованно и свободно. И это только плюс для процесса адаптации.

Ещё один хороший способ ускорить освоение человека в новой компании и сделать его максимально лёгким и приятным — участие в неформальной жизни коллектива. Корпоративы, совместный отдых на природе, спортивные и другие мероприятия — всё это отличные методы для сплочения сотрудников и их лучшему знакомству друг с другом в неформальной и расслабляющей обстановке.

Оцените компетентность человека

Не важно, насколько ваш новый сотрудник профессионал в своём деле — нюансов конкретно вашей деятельности он не знает. Поэтому обязательно пообщайтесь с ним и убедитесь, что человеку всё понятно в его работе. При этом не нужно спрашивать в лоб, потому что некоторые люди, не желая показаться любителями, будут отвечать, что им всё ясно, хотя это не так. Вместо этого задавайте вопросы, косвенно ведущие к тому, что вы хотите узнать: Какие задачи вызывают у вас наибольшие и наименьшие затруднения? С чем из того, что мы делаем здесь, вам раньше не приходилось иметь дело? Что бы вы хотели научиться делать?

Также через какое-то время, когда сотрудник мало-помалу «приживётся» на новом месте, расспросите других членов коллектива или наставника о том, что они думают о новичке. Затем уже решайте, какую работу ему поручить, а с чем ещё нужно подождать.

Отвечайте на вопросы сотрудника о его обязанностях

Опять же, не всем людям удобно спрашивать что-то у руководителя, потому что они боятся показаться несведущими в своём деле. Поэтому важно сразу же дать понять, что человек всегда может задать вам вопрос и получить ответ. Объясните новому сотруднику, что в этом нет ничего страшного, особенно, когда человек только приступает к новой работе.

Будьте снисходительны первое время

Неразумно спрашивать с новых работников также, как и с опытных сотрудников. Если новичок ошибся, не стоит его наказывать. Вместо этого нужно разобраться в случившейся ситуации: выяснить её причину и вместе подумать, как избежать её повторения в следующий раз. Новому сотруднику просто необходим период, когда его не будут журить за мелкие ошибки, допущенные по неопытности.

Проводите обучение новых кадров

Мы писали об этом совсем недавно, поэтому не будем сейчас заострять на этом особое внимание. Обучение сотрудников = успешность компании. Это лучшая из возможных инвестиций, потому что в конце концов, какие бы не были у вас новейшие технологии и инновационный продукт, всё в итоге сводится к людям, к вашим рабочим рукам.

Интересуйтесь делами сотрудника на новом месте

Зайти в кабинет и спросить: «Как дела? Осваиваешься потихоньку? Отлично!» и уйти может позволить себе только другой сотрудник. У руководителя особая миссия. Он не должен ограничиваться дежурными фразами, а должен действительно проявлять интерес к успехам и ошибкам нового работника. При этом, конечно, начальник не должен превращаться в няньку и разбирать всё досконально. Иначе вы рискуете сделать из сотрудника несамостоятельного ребёнка.

Интересуйтесь мнением сотрудника и с первых дней работы давайте ему право голоса

Новый работник — это отличная возможность для руководителя увидеть слабые и сильные стороны своей компании. Человек приходит с незамыленным взглядом и сразу же видит, что можно улучшить. Ваша задача как руководителя — выслушать сотрудника и прислушаться к нему. Так вы добьётесь сразу двух вещей — человек будет знать, что с его мнением считаются; вы узнаете о слабых сторонах в организации.

Спасибо
Ваш отзыв отправлен.
Войти
Сброс пароля