Что такое выученная беспомощность?
Выученной беспомощностью называется состояние, в котором человек не предпринимает попыток изменить ситуацию, даже если он объективно способен это сделать. Этот феномен был открыт в 1967 американским психологом Мартином Селигманом в ходе ряда исследований.
В эксперименте участвовали три контрольные группы собак, которых посадили в разные клетки. Первая и вторая группы получали разряд тока через пол, третья — нет. При этом в первой группе собаки могли прекратить удары током, нажав на кнопку. У второй группы такой возможности не было, и удары заканчивались только если животные из первой группы нажимали на кнопку. Затем собак поместили в ящики с перегородкой, перепрыгнуть которую и убежать не составляло для них труда. Собаки первой и третьей группы быстро поняли, в чём дело, и выбрались из западни. А животные из второй группы вместо того, чтобы повторить то же самое, что они могли бы сделать, остались там же где и были и скулили, лёжа на полу, даже не пытаясь убежать.
Учёный объяснил это тем, что собаки из второй группы научились беспомощности. Поскольку в первой части эксперимента они не могли повлиять на ситуацию, они решили, что от них ничего не зависит и прекратили все попытки сопротивления. Хотя они могли бы с лёгкостью выбраться из ящика во второй части исследования. Отсюда Селигман сделал вывод: выученную беспомощность развивают не сами неблагоприятные обстоятельства, а кажущееся отсутствие какого-либо контроля над ними.
Удивительно, но подобный эксперимент (вместо тока там был неприятный звук) сработал и в случае с людьми.
Выученная беспомощность повсеместна и встречается довольно часто. У школьников, убедивших себя в том, что они не понимают предмет и уже ничего не могут изменить. У работников, убеждённых в том, что повышения им не видать. В семьях, когда мужчина или женщина считают, что «хоть он / она и делает то-то и то-то, я его / её не брошу, потому что больше никому не нужен / не нужна». И так далее. Такие люди всегда находят различные отговорки.
Причин такого состояния много — это и воспитание в семье / школе, цепь неудач по жизни, заниженная самооценка, шаблонное и стереотипное мышление, менталитет, в конце концов. Эти причины и их более глубокое раскрытие, конечно, нужно знать, но если в вас уже есть подобная черта, то лучше не зацикливаться на причинах и не жалеть себя, а действовать, чтобы исправить ситуацию.
Что нужно для этого делать:
- Находите связи между действием и результатом. Как и в удачном так и в неудачном опыте. Очень важно понимать, что лично вы сделали, чтобы всё стало так, как оно есть. Главное — не переставайте действовать.
- Принимайте неудачи. Если они есть, это хорошо — значит вы не сидите, сложа руки. Без неудач никак. Человек — не робот и ему свойственно ошибаться. И в этом нет ничего страшного. Если бояться ошибок, вы не будете развиваться.
Будьте оптимистичнее. В идеале — станьте оптимистом. Дело в том, что одно из главных различий оптимистов и пессимистов в том, что у них разный стиль объяснения причин и последствий, причин и действий человека. В книге «Как научиться оптимизму. Измените взгляд на мир и свою жизнь» Мартин Селигман дает тест на определения своего стиля, вида атрибуции, по которому можно многое о себе понять и изменить, если вы хотите стать более позитивным человеком. Допустим, вот один из примеров различных типов атрибуции. Внутренняя, пессимистичная — «Я не смог это сделать, потому что я глупый», внешняя, оптимистичная — «Я бы точно справился с этой задачей, будь у меня чуточку больше времени».