Как правильно давать обратную связь?
Часто в организациях обратная связь от руководителя к подчинённому сводится к банальным, пусть и позитивным, но совершенно бесполезным фразам и оценкам — «Молодец», «Отличная работа», «Спасибо, так держать», «Всё супер, только нужно ещё подумать» и так далее. Положа руку на сердце, это даже сложно назвать обратной связью. Потому что под ней обычно подразумевается какой-то содержательный отзыв, это не просто ответная реакция по типу — «Здорово, продолжай в том же духе!» Так как же давать обратную связь правильно? Как делать это так, чтобы сотрудники чувствовали, что к ним действительно прислушиваются, и чтобы с помощью ваших откликов улучшались те идеи и предложения, с которыми они к вам приходят?
Обратную связь, а следовательно, работу с идеями нужно проводить в три этапа.
Выделить положительные моменты
Так, вы выделите пользу для себя и покажете автору, в чём сильные стороны его предложения. Важный момент здесь — не критиковать минусы и не использовать слова, которые не привносят ничего нового и не даёт пищу для ума: «невозможно», «дорого», «это уже было» и так далее. Задача руководителя заключается в том, чтобы находить в идее плюсы и думать о том, как её можно улучшить.
Подсказать, что можно улучшить
«Вот это ты здорово придумал, но вот это нужно подработать» — так говорить не надо. В идеале вообще забудьте про слово «но», а также про неопределённое «подработать», «улучшить» и так далее. Вместо этого промолчите и задумайтесь над тем, как конкретно человек бы мог преобразить свою задумку. И уже после этого говорите.
Ещё можно подойти к этому этапу другим образом. Вместо того, чтобы давать советы, можно спросить, если какие-нибудь мысли по этому поводу у самого автора. Например, можно вести беседу так — «Как ты думаешь, что мы можем добавить в презентацию, чтобы смысл стал более ясен?»
Пообещать награду
Третий этап — награда. Это момент мотивирующий, практичный и вполне понятный. Человек хорошо работает, а вы в свою очередь открываете перед ним перспективу. Вознаграждение может быть любым на ваше усмотрение. Главное, чтобы она была желанной для конкретного человека.
Обратная связь превращается в полноценный управленческий инструмент, когда полноценно работает вышеописанный алгоритм.