Правила деловой беседы
Деловая беседа, да и, в принципе, любой разговор, целью которого является достижение определённого результата должны так или иначе опираться на правила ораторского мастерства. А особенно — деловая беседа. И если вы заинтересованы в том, чтобы ваша рабочая встреча имела успех, то главный акцент в тактике общения нужно делать на убедительности.
Для придания вашей речи большей убедительности, можно использовать следующие правила делового общения.
Не будьте монотонны. Вспомните вашего учителя по истории в школе или кого-нибудь, кто говорит всё одним тоном и как будто на одном дыхании. Это вызывает двоякую реакцию — одновременно хочется спать и кричать от того, насколько это раздражает. Монотонность уместна только если вы священник. Да и то — у служителей церкви монотонность получается какой-то особенной, красивой. А в остальных случаях меняйте тон голоса, эмоционально выделяйте слова и предложения, экспериментируйте с диапазоном своего голоса, в общем, говорите как с хорошим другом, но с оглядкой на то, что это всё-таки деловая встреча.
Меняйте темп речи. Темп речи важен так же, как и её тон. Поэтому в особенно важных моментах говорите медленнее, чётче, а незначительные детали и неприятные нюансы можно проговорить побыстрее, как бы опуская их. Так, например, часто делают в рекламах лекарственных препаратов, когда в конце ролика на перемотке говорят «перед применением проконсультируйтесь с врачом».
Делайте паузы в своей речи. Выдерживать паузу — это умение, которому ещё нужно научиться. Благо, здесь, держа момент тишины, вы не будете выглядеть неловко, чего боятся некоторые люди, выступая публично. Правильно поставленная пауза придаёт важность тому, что будет сказано после неё. Также помолчать можно после важной информации, чтобы она лучше усвоилась вашим собеседником, и у него было время поразмыслить над этим.
Иногда стоит говорить тише, чем обычно, потому что это заставляет другого человека прислушаться к вам и уделить больше внимания сказанному. Однако тут не стоит перебарщивать. Порой, когда школьники начинают баловаться на уроке, некоторые учителя начинают говорить специально очень тихо, чтобы дети примолкли и вслушались в то, что говорит педагог. С одной стороны, это хорошая альтернатива крику, которым обычно грешат преподаватели, но, с другой — когда человек говорит специально очень тихо, это настолько же хорошо выдаёт его психологическое состояние, как если бы он кричал. Иначе говоря, это ненормально. Лучше всего говорить обычным голосом, иногда выделяя акценты тише или громче.
И последний момент, несоблюдение которого делает все прочие советы бесполезными — готовьтесь к каждой встрече и делайте это с настройкой на конкретного собеседника. Конечно, это и так понятно — скажете вы. И хорошо, если это так. Многие же люди думают иначе. Они считают, что можно «плыть по течению», и что «само всё образуется», а значит можно особо не напрягаться, опираясь на свой опыт. На самом деле, опыт заключается именно в том, что оратор каждый раз готовится как бы заново, с чистого листа, в зависимости от своей аудитории и темы, которую он собирается обсуждать. Подготовка и практика — это лучшая гарантия успеха вашей деловой встречи.