Эмоциональный интеллект как лидерская компетенция
Какие качества сегодня ценят в руководителях, менеджерах, специалистах? Сразу можно назвать профессионализм, амбициозность, решительность. Для настоящего лидера важен еще и строгий контроль над ситуацией, безупречное умение владеть собой, противостоять стрессу и не теряться при резкой перемене ситуации. Неважно, в какой сфере проявляется лидерство: управление людьми, продажи, высокие технологии. Накричать на подчиненных, невежливо общаться с клиентами, потерять терпение при проведении экспериментов… От таких негативных реакций нас удерживает контроль за своим поведением и поведением других людей. Считается, что во многом он обеспечивается эмоциональным интеллектом.
Понятие эмоционального интеллекта связывают с именем американца Дэниела Гоулмана. В средине 90-х он опубликовал книгу, в которой доказал, что эмоциональный интеллект важнее рационального. Обладание им помогает человеку преуспеть в жизни.
Эмоциональный интеллект – это способность распознавать свои и чужие чувства, желания и мотивы, а также управлять переживаниями ради решения практических задач и достижения целей. Эмоциональный интеллектуал умеет влиять своими чувствами на чувства других.
Эмоциональный интеллект состоит из нескольких базовых элементов:
- Самосознание
- Саморегулирование
- Мотивация
- Эмпатия (сочувствие)
- Коммуникативность