Получайте новые истории ежедневно
Отправляя форму, я соглашаюсь с политикой конфиденциальности

Драма мотивации в отечественном менеджменте

16.08.2022

Легальная рыночная история в России началась по историческим меркам совсем недавно — в 1991 году. Вместе с рынком, разумеется, пришли все его составляющие, одной из которых является мотивация к труду. Когда в культуре конкретной страны появляется что-то новое, что уже давно было в других странах, совершенно нормально реакция для страны-новичка брать пример с опытных в этом вопросе стран. Этот подход сам по себе не плохой, а правильный, но в нём есть один большой подводный камень — рыночная система, как и все её элементы, включая мотивацию сотрудников, должна строится с учётом специфики страны, менталитета её граждан, национальных особенностей и сложившихся за многие годы привычек. Нельзя просто так взять и построить европейскую рыночную систему в любой стране, не беря в расчёт иные факторы. Тем не менее, так делают. Хороший пример этого явления — Россия. И благодаря этому у нас в стране сложилась своя особенная рыночная система и как отдельная её составляющая — мотивация, имеющая свою специфику.

Хотя сейчас уже XXI век, Россия ещё на этапе становления, если мы говорим про взвешенные мотивационные инструменты в бизнесе. Да, у нас существует материальная мотивация, даже в плане нематериальной мотивации дела уже лучше, чем были некоторое время назад, но у нас есть одна проблема, которая рубит на корню даже грамотно поставленную материальную и нематериальную мотивацию — это несоответствие мотивации идеологии компании. И если в Европе всё уже давно существует и работает, то мы только обсуждаем идеологическую составляющую мотивации, но у нас нет представления о том, как этим можно управлять.

Самая плачевная ситуация в крупных компаниях, потому что всё течёт инертно и неуправляемо. Никто всерьёз не занимается мотивацией. Все занимаются сменой вывесок, но не идеологией. То есть заявляемые ценности причёсываются в какой-то формат, но пласт истинных ценностей, определяющих идеологию, остается неизменным. В малом бизнесе всё достаточно подвижно и зависит, в большей степени, от прогрессивности взглядов собственника.

Но если говорить о ключевых отличиях, то в западной культуре они в меньшей степени ориентированы на прагматические вещи (рентабельность, показатели и так далее) и в большей степени на эмоционально-чувственные. В России же, наоборот, весь акцент идёт на первый момент, а второму порой даже не уделяется внимание. Это происходит потому, что в Европе вся эта прагматика уже работает на автомате, и им не надо уделять этому столько внимания. Вместо этого европейские компании уже беспокоятся о косметических улучшениях для своих сотрудников.

Спасибо
Ваш отзыв отправлен.
Войти
Сброс пароля