Формы работы с конфликтами
Конфликт — это столкновение интересов спорящих сторон, наиболее острый способ разрешения противоречий между людьми, обычно сопровождающийся негативными эмоциями и выходящий за рамки правил и норм поведения. Причин конфликтов множество, к тому же чаще всего они случаются на работе, поэтому можно точно сказать, что большинству людей приходится сталкиваться с подобными неблагоприятными ситуациями довольно часто. К счастью, конфликтами возможно управлять.
Цель управления конфликтом — удержание его ниже того уровня, на котором он становится опасным для межличностных отношений. Сверхцель — разрешение конфликта, устранение проблемы и налаживание взаимоотношений для обеспечения здорового взаимодействия между людьми.
Разрешение конфликтных ситуаций отличается в зависимости от степени настойчивости в удовлетворении собственных интересов и от степени сотрудничества в удовлетворении интересов других людей. В свою очередь, эти два направления предполагают такие формы работы с конфликтом, как избегание, приспособление, конкуренцию, компромисс и сотрудничество, когда:
- конкуренция — это соперничество, открытая борьба за свои интересы;
- приспособление — изменение своей позиции в пользу интересов другого человека;
- избегание — уклонение от конфликта;
- компромисс — урегулирование разногласий через взаимные уступки;
- сотрудничество — совместный поиск решения, удовлетворяющего обе стороны.