Хороший тренинг, плохой тренинг
Как понять, был ли тренинг хорошим или плохим? Ведь может быть такое, что все участники в восторге от тренера и даже узнали для себя что-то новое, но руководитель считает мероприятие неудавшимся. А может быть и наоборот, руководитель доволен, а у сотрудников сложилось иное мнение. И здесь есть единственный верный и очевидный ответ: хороший тренинг – этот тот, который даёт результаты. Речь идёт, разумеется, о положительных результатах. Иначе говоря, когда вы заказали тренинг по увеличению продаж, и продажи увеличились — это хороший тренинг. Понравился ли тренинг участникам, узнали они что-то новое, изменилось ли их мышление и так далее — не важно, важно, что тренинг, направленный на получение конкретных результатов, сработал. Другой вопрос: а как же сотрудники, разве тренинг не может быть одновременно и действенным для компании и интересным для людей? Конечно, может. И вариантов, как этого добиться, много. Но сейчас мы остановимся на самых главных критериях хорошего тренинга.
И первый из них, это, как уже было сказано, увеличение производительности. Ведь суть тренинга состоит именно в этом. Правда понять эффект от мероприятия можно лишь по его завершении. Если участников обучали умению работы с возражениями и они, вернувшись на свои рабочие места, успешно демонстрируют полученные навыки — тренинг удался.
Но продажи ведь не увеличились? Как такое может быть? Тренинг прошёл успешно, а изменений для фирмы не произошло? Скорее всего, такая ситуация возникла потому, что целью тренинга было обучение продавцов технике работы с возражениями, а не повышение продаж. Отсюда ещё один важный момент — правильно определяйте потребности организации. Чтобы тренинг был «про то», и потом не возникало странных вопросов — «почему не улучшилось А, ведь мы же работали над Б?».
А как убедиться в том, что тренинг «про то» будет хорошим?
Первое, что нужно сделать, это определить цели тренинга — что конкретно должен будет уметь делать сотрудник. Акцент тут ставится на слове «делать». Не «знать», «думать», «понимать» и так далее, а именно «делать». Ведь задача тренинга — обучить новым практическим навыкам. Важно также, чтобы у вас была возможность увидеть и измерить, как сотрудник справляется с этим ещё до завершения тренинга.
Второе — контент тренинга должен быть плотно связан с вашими целями. Вы должны чётко понимать, как тот или иной пункт в программе тренинга помогает участникам достигнуть поставленные задачи.
В итоге можно назвать следующие основные различия хорошего и плохого тренингов. Хороший тренинг:
- раскрывает тему;
- задачи тренинга ясны и измеримы;
- участник приобретает навыки, которые он может применять;
- материал «без воды»;
- участник понимает, в чём смысл упражнений.
Плохой тренинг:
- не раскрывает тему;
- участник «узнает что-то новое» — расплывчатый результат;
- задачи тренинга неясны и неизмеримы;
- материал с массой ненужной информации;
- участник не понимает, зачем он выполняет упражнения.